Кабинет биологии - это не только класс (помещение), где проводятся уроки биологии, факультативные и кружковые занятия и выполняются внеурочные задания, это и материальная база учебно-воспитательного процесса. Кабинет биологии представляет собой сложную педагогическую систему, включающую учебное оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические средства обучения, устройства для хранения учебного оборудования. В нем осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учащихся, для чего предусматривается специальное оснащение. Помимо этого, кабинет биологии представляет собой рабочее место учителя, в связи с чем в нем должно находиться все необходимое для творческой подготовки к уроку.
Кабинет биологии является информационной средой, в которой проходят не только уроки биологии, но и внеклассные и факультативные занятия, воспитательная работа с учащимися. При непосредственной организации и оборудовании любого кабинета необходимо решить следующие проблемы:
- выбор помещения;
- планировка кабинета;
- комплектование кабинета учебным оборудованием;
- организация рабочих мест учителя и учащихся;
- организация использования технических средств обучения (ТСО);
- создание рациональной системы хранения учебного оборудования;
- оформление интерьера кабинета.
Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и учащихся и вместе с тем быть функционально значимым. Для оформления целесообразно использовать материалы, которые постоянно или наиболее часто демонстрируются на уроках. Предметы постоянной экспозиции должны способствовать формированию и развитию основных биологических понятий.
Создание нового кабинета включает несколько этапов:
- Ознакомление с перечнями специализированной мебели, выпускаемой промышленностью, а также учебного оборудования по биологии. На основании этого в школьном здании выбирается помещение, проверяется соответствие его освещения, вентиляции, электро- и водоснабжения санитарно-гигиеническим нормам.
- Составление плана размещения мебели и учебного оборудования в шкафах.
- Приобретение мебели, приспособлений, ТСО и учебного оборудования и их расстановка.
- Организация постоянной и временной экспозиций, а также оснащение кабинета живыми объектами.
В последующие годы продолжаются работы по доукомплектованию кабинета (создаются картотеки, приобретается оргтехника, обогащается фонд натуральных и изобразительных средств и др.).
Площадь кабинета принимается из расчета 2,5 м2 на одного учащегося при фронтальных формах занятий и 3,5 м2 - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях. Обычно для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: класс -лаборатория, площадью 66-70 м2 (при длине 10-11 м, ширине 6 -7 м), и лаборантская - 1518 м2. Целесообразнее разместить кабинет на первом этаже с ориентировкой окон на юг, юго-восток или восток.
Показатели физической среды класса-лаборатории должны быть согласованы с принятыми санитарно-гигиеническими нормами. В помещении кабинета должны поддерживаться определенная температура, влажность, уровень освещенности, соблюдено процентное соотношение вредных примесей в воздухе.
Важный момент в оборудовании кабинета - правильное освещение, т.к. недостаток света снижает работоспособность учащихся и приводит к ухудшению зрения. Окна оборудуются солнцезащитными шторами светлых тонов или устройствами жалюзи. Не рекомендуется использовать шторы из поливинилхлоридной пленки. В нерабочем состоянии шторы должны размещаться в простенках между окнами. Очистка и мытье окон проводятся два раза в год - весной и осенью.
Комнатные растения размещают в переносных цветочницах, в подвесных кашпо. На подоконниках возможна расстановка только низкорослых растений, не загораживающих свет. При создании коллекции растений целесообразно ограничиться 25-30 видами растений. При этом следует учитывать микроклимат помещения (температуру, влажность, освещенность), его площадь.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений не рекомендуется: закрашивать оконные стекла; сажать деревья ближе 15 м, кустарники - ближе 5 м от здания школы.
Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников.
Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО -30-40-122Ц25) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. Необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
Важный элемент оборудования кабинета - его правильная освещенность, т.к. из-за недостаточного освещения снижается работоспособность учащихся, происходит ухудшение зрения. Очень часто освещенность помещения снижается из-за загрязнения оконных стекол, размещения на окнах крупных растений или многочисленных полок с растениями, из-за неправильного выбора цвета стен. При искусственном освещении лучше всего использовать люминесцентные светильники с лампами белого цвета. Как показали гигиенические исследования, смешение естественного и искусственного освещения не оказывает отрицательного воздействия на организм.
Кабинет биологии
Источник: cyberleninka.ru