Школьные классы

7 марта 2020

Кабинет биологии Статус ученика является первой значимой социальной ролью в жизни человека, не связанной с семьей. Школьный класс более структурирован и институализирован, чем все группы до этого. Он представляет модель социальных отношений со своей иерархией, ценностями, нормами поведения. В начальной школе первостепенна роль классного руководителя и учителей, которые регулируют коммуникацию, задают вектор развития. К подростковому периоду члены группы становятся более самостоятельными и независимыми от взрослых.

Класс — группа сверстников, связанных школьной жизнью. В нем ребенок вступает в формальное деловое и неофициальное межличностное общение и существует в двух основных ролях — человека и ученика. Наряду с семьей он является основным микрофактором социализации личности.

В педагогической литературе школьный класс рассматривается в трех измерениях. Будучи структурным элементом образовательного учреждения, он выполняет общественный заказ — дает базу для реализации в жизни. С воспитательной точки зрения, он транслирует культуру организации и продуцирует собственный порядок — уклад, лидерство, систему ценностей. Как социально-психологическая группа он формирует межличностные отношения со сверстниками и учителями, особый коммуникационный климат.

Функции школьного класса

  • Образовательная осуществляется через обучение, внеурочную работу, обмен мнениями, стимуляцию самообразования школьника.
  • Коммуникативная функция сочетает развитие навыков делового общения, приобретаемых в процессе работы в группе, и межличностного. Последнее предполагает обмен информацией, мыслями и эмоциями для формирования духовных ценностей и норм.
  • Адаптивная функция направлена на снабжение школьника опытом выстраивания социальных отношений.
  • Защитная реализуется посредством создания в школьном классе благоприятного психологического климата, в котором ученик может свободно реализовать себя.
  • Ценностно-нормативная функция направлена на приобщение учеников к культуре и нормам, принятым в группе и школе в целом.
  • Эмотивная функция формирует паттерны эмоционального самовыражения школьника, саморегуляции в процессе коммуникации с людьми.


Школьный класс становится полноценным коллективом не сразу, но при условии наличия у учеников общих целей и ценностей, при правильной организации их общения и совместной деятельности.

Кабинет биологии 

Источник: medius.ru