На самом деле, у Пушкина не было парты. Не то, чтобы его оставили без парты за плохое поведение, нет. Ни у кого из учащихся Царскосельского лицея не было парты. И не потому, что такого было веление Государя, касающееся всех учащихся этого особого образовательного учреждения. Нет. Ни у кого из современников Пушкина парты не было, и быть не могло, ее тогда еще не придумали. Парта появилась в России почти через тридцать лет после смерти Пушкина, в 70-е годы XIX века. Ее придумал Фёдор Фёдорович (Гульдрейх Фридрих) Эрисман, швейцарец по происхождению, живший в России и бывший профессором Императорского Московского университета. Он был гигиенистом (тогда это слово использовалось в более широком смысле, врачи этой специальности исследовали, как среда влияет на человека) и офтальмологом. Он считал, что условия, в которых учащиеся занимаются, отрицательно влияют на их зрение. Именно это научное наблюдение и подтолкнуло его к разработке конструкции парты.
До того, как Эрисман внес свой вклад, дети, и Пушкин в их числе, учились, использую конторки, за которыми вообще часто надо было стоять, а если не стоять, то сидеть на неудобных скамьях. «Изобретение» парты своей основной целью имело создать стандартное, но в то же время удобное для ребенка соотношение высоты скамьи и стола. Первая простая парта, которая попала в широкое использование, и была так называемая «парта Эрисмана», она имела статичную конструкцию, в ней были намертво скреплены стол и скамья. Столешница, по примеру конторки, была немного наклонена вперед. Именно благодаря этой парте появилось выражении «встать из-за парты», поскольку из-за того, что скамья начиналась ровно на том же уровне, на котором заканчивался стол встать там, где сидишь, было невозможно, можно было встать только рядом с партой, для этого выйдя из-за парты.
Парта Эрисмана была самым доступным вариантом, и поэтому она появилась во всех учебных заведениях и просуществовала довольно долго, почти до наших дней, пока в 70-80-е годы уже ХХ века не появились более легкие и менее громоздкие парты на металлокаркасе. Однако врачи-гигиенисты и педагоги конца XIX века и рубежа веков обратили свое особое внимание на важность условий, в которых обучается ребенок, и на его здоровье. Поэтому разрабатывались более сложные парты, как экспериментальные, так и практические, встречающиеся в элитных учебных заведениях. Так в гимназиях Москвы и Петербурга еще в конце XIX века были парты с регулировкой высоты. Так на двухместную парту садили двоих мальчиков одинакового роста и регулировали высоту стола под них. В других гимназиях просто закупали парты разной высоты, например, семи разных высот.
Сейчас парты и школьные стулья с регулировкой высоты намного более доступны. А вот у Пушкина парты не было, у Льва Толстого, когда он учился в Казанском университете, говорят, уже была, говорят, он на ней даже имя свое написал, но парта эта была безжалостно сломана потомками.
Школьная мебель Алматы
Источник: tereshkin-mebel.ru