Новые технологии влияют на все сферы жизни общества, в т.ч. и на образовательную деятельность. Поэтому во многих учебных учреждениях организуются лингафонные кабинеты. Чтобы понять, зачем нужна такая техника, необходимо дать определение этого термина.
Что такое лингафонный кабинет
(от лат. lingua язык и греч. phone звук, речь)
Лингафонный кабинет — это специальное помещение, в котором устанавливается проекционная и звукотехническая техника. Такое оборудование подходит для реализации аудиовизуального метода обучения.
Лингафонные кабинеты выполняют несколько базовых функций:
- обучающую;
- тренировочную;
- коммуникативную;
- контролирующе-корректирующую;
- информативную;
- функцию управления учебными действиями учащихся.
Лингафонный класс имеет несколько преимуществ по сравнению с традиционными аудиториями:
- Использование разных режимов работы: групповой, индивидуальный, парный.
- Лингафонное оборудование подходит для работы на разных этапах обучения.
- Благодаря таким классам реализуется эффективность учебного процесса, т.к. за меньшее время достигается больший результат.
- Индивидуальный подход в больших группах (классах).
- Более высокий темп работы.
Отличие лингафонных кабинетов от стандартных компьютерных классов заключается в оснащенности. Например, в компьютерных аудиториях установлены только ПК, объединенные в единую локальную сеть, а лингафонные кабинеты имеют специальную звукотехническую аппаратуру и специальное программное обеспечение, которые помогают в изучении иностранных языков.
Необходимое оборудование
Для оснащения лингафонного кабинета применяют различные предметы мебели и техническую аппаратуру. К обязательным компонентам относятся:
- интерактивные доски или интерактивные панели;
- наушники с микрофонами;
- специальное программное обеспечение;
- проекторы;
- коммутационные устройства;
- пульты управления;
- полукабинки для каждого ученика.
Типы лингафонных кабинетов
Лингафонная система делится на следующие типы:
- классы с элементами мультимедиа;
- компьютерные кабинеты;
- цифровые лингафонные лаборатории;
- мобильные аудитории.
Лингафонные кабинеты с элементами мультимедиа позволяют преподавателю управлять учебным процессом с собственного компьютера, на котором установлено специальное программное обеспечение. При помощи такого ПО учитель выходит в интернет, координирует работу учащихся, отцифровывает аудиозаписи, выводит на уроках графические и видеофайлы на проекционный экран, хранит необходимые учебные материалы в электронном виде.
Весь лингафонный комплекс встроен в стол преподавателя. В нерабочее время, т.е. когда аппаратура не используется, ящики закрываются на ключ. Этим достигается сохранность оборудования.
Компьютерные лингафонные кабинеты (мультимедийные) обеспечивают объединение нескольких ПК в единую локальную сеть. Для оснащения такого типа класса у преподавателя и каждого ученика должны быть стационарные компьютеры, ноутбуки или планшеты. Кроме этого, необходимо программное обеспечение, которое организует работу нескольких ПК в одной сети.
Цифровой лингафонный кабинет — это более усовершенствованная разработка. Необходимое оборудование включает персональный компьютер преподавателя, коммутационное устройство и цифровые пульты для учеников. По функциональности этот тип сходен с компьютерным кабинетом. Цифровой пульт ученика с специальным жидкокристаллическим экраном, позволяет выполнять множество функций важных для лингафонного класса, в свою очередь оказывает меньшее воздействие, чем стандартные мониторы, которые устанавливаются в мультимедийных лингафонах.
Мобильные лингафонные кабинеты отличаются от предыдущих автономностью, т.к. оборудование некоторое время работает без подачи электропитания. Такое оборудование легко можно перемещать между помещениями. Другая особенность таких классов — использование беспроводных технологий.
Применение лингафонных кабинетов в учебном процессе
Базовая функция лингафонов — совершенствование процесса обучения иностранным языкам через применение аудиовизуального метода. При помощи лингафонных программ решаются следующие дидактические задачи:
- улучшение артикуляции;
- формирование ритмико-интонационных навыков;
- совершенствование навыков чтения и аудирования;
- развитие устной речи, как монологической, так и диалогической.
Иными словами, оборудование для лингафонов позволяет совершенствовать и перцептивные, и рецептивные виды речевой деятельности. Еще специальное оборудование выступает в качестве устного и ЕГЭ-тренажера.
Например, при обучении лексике возможны следующие виды работы:
- прослушивание и последующее повторение сказанной лексемы, фразы или предложения;
- работа с лексическим материалом, а также контроль за его усвоением;
- индивидуальная работа учителя с каждым учащимся.
При обучении такому продуктивному виду речевой деятельности, как говорение, лингафонное оборудование позволяет работать как в парах, так и в группах. Ученики выполняют следующие упражнения: вопросно-ответные задания, составление диалогов или полилогов, работу по цепочке, взаимоконтроль. При этом преподаватель прослушивает и исправляет ошибки каждого студента, что способствует более эффективной работе. Кроме того, при помощи звукотехнической аппаратуры можно записывать монологи учащихся, а затем воспроизводить нужное количество раз.
При обучении чтению лингафонная программа позволяет:
- читать учебный материал вместе с диктором;
- разыгрывать диалоги и полилоги по ролям.
Однако лингафоны, например, с мультимедийными элементами можно применять во время обучения другим дисциплинам.
Таким образом, благодаря внедрению лингафонов в учебный процесс, преподаватель может разнообразить формы работы, приемы и методы обучения, сделать структуру занятий более полной и интересной. Это влияет на эффективность учебного процесса.
Лингафонный кабинет
Источник: nord-lk.ru