Первый образец школьной парты придумали 150 лет назад. За это время она изменилась не так уж и сильно. Современные модели отличаются большей гибкостью и возможностью подстроиться под особенности пространства.
Краткий экскурс в историю парты
В Древнем Египте во время уроков дети сидели на полу, а на колени клали подставку из дерева, выполняющую функцию своеобразного стола для письма. А Греции у каждого ребёнка была своя скамейка, но для письма также использовалась дощечка.
В Средние века в большинстве стран ученики усаживались вокруг одного большого стола. Позже появились поставцы. Они напоминали современные парты. Но учиться за таким столом приходилось стоя.
В России в 1861 году после отмены крепостного права начался образовательный бум: массово открывались новые школы, учителя создавали программы обучения и спорили о методах работы. Но вот подходящей для учебы мебели в классах не было. Дети учились, сидя за обычным столом на стуле или скамье.
Во всех странах с началом массового образования стали выявлять и рост детских заболеваний. Медики замечали, что зрение ухудшается, позвоночник искривляется, дыхание дестабилизируется. Нужно было срочно найти виновника. Вот тогда-то под подозрение и попала меблировка школьной комнаты!
Три человека, которым стоит сказать «спасибо» за появление парты
Доктор Фарнер в 1865 году в Цюрихе издал книгу «Ребенок и школьный стол», в которой рассказал о том, что дети плохо пишут и учатся из-за некомфортной среды для обучения в школе и дома. Также в книге доктор показал свою разработку школьной парты, где скамья и стол соединены в единую конструкцию.
Фёдор Эрисман, швейцарский врач гигиенист, в 1870 году провел исследование. Он посетил 15 гимназий и изучил, как школьная мебель влияет на детей. Полученные данные он использовал для создания нового стола для учебных занятий.
Эрисман разработал парту для одного школьника, которая по конструкции очень похожа на то, что предложил доктор Фарнер.
Сидя за такой партой, у ученика не было возможности сутулиться и отклоняться от стола. Но Эрисман всё рассчитал и создал эргономичную парту. Сидеть и учиться за такой партой было удобно и полезно, несмотря на вынужденное неподвижное положение ученика.
Александр II издал указ устанавливать такие ученические парты для школ в каждой школе.
Парту Эрисмана и сейчас демонстрируют на выставке достижений в Брюсселе как образец ученической мебели, который пока что превзойти не удалось никому.
Пётр Коротков в 1887 году доработал парту, придуманную Эрисманом. Из одноместной сделал двухместную. Добавил откидную крышку, чтобы школьникам было легче вставать из-за стола. Кроме этого он приделал к партам крючки для портфелей и сумок, а под столешницей выделил место для учебников и тетрадей. На столешнице появились желобки для перьев и карандашей, а также углубления для чернильниц. В этом же году Коротков запатентовал изобретение и запустил парты в массовое производство.
Какой должна быть школьная парта сейчас?
За годы разработок сформировались нормы, которых придерживаются почти все производители. Их нужно учитывать, если вы выбираете парту в школу или для учебы дома.
- Высота. Парта должна быть такой высоты, чтобы руки ученика, согнутые в локте, создавали угол примерно 90 градусов, а плечи не задирались.
- Материал. Есть парты из натурального дерева и современные модели из пластика. Важно, чтобы материал был экологически чистым, без токсических испарений и имел сертификат качества.
- Вес. Важно учитывать силу ребенка, чтобы он смог самостоятельно передвинуть парту при необходимости. Это считается подходящим весом.
- Крепления. Все детали должны быть закреплены, а механизмы зафиксированы, чтобы в процессе работы ничего не сломалось, не отлетело и не травмировало ученика. Острые углы исключены. Фурнитура и инструменты низкого качества недопустимы. В парте не должно быть никаких дополнительных выступов, за которые ребёнок может зацепиться, проходя или пробегая мимо.
- Угол наклона столешницы. Обязательное условие для сохранения зрения и здоровой спины ребенка — регулировка угла. Особенно это важно для учеников младших классов. Парта играет роль в формировании осанки, поэтому желательно, чтобы наклон столешницы регулировался в пределах 5-30º. Хорошо, когда в зависимости от рода занятий ребенок сам регулирует удобный для себя угол наклона. Для старшеклассника достаточно постоянной ровной поверхности.
- Поверхность столешницы. Лак или глянец исключён. Блеск и блики создают дополнительную нагрузку на глаза. Приветствуются нейтральные цвета парты, , чтобы не раздражать и не отвлекать ученика.
Какие парты способствуют эффективному обучению
Рынок парт богат. Есть варианты из разных конструкций, материалов и цветов. Можно подобрать любую парту в зависимости от возраста, роста, дизайна интерьера и предпочтений ученика.
1. Одноместный школьный стол
Удобный вариант с длительным сроком службы. Можно использовать как дома, так и в школе. Подойдет почти под любой интерьер.
Такой стол сложно повредить. Каркас из металла, а столешница из экологичного пластика HPL, который также используют в производстве надёжных шкафчиков для хранения личных вещей.
Стол регулируется по высоте и охватывает все ростовые группы. Можно купить для школьника любого возраста и не бояться, что не подойдет.
На ножках мягкие насадки, чтобы не повредить пол при перемещении.
2. Двухместная трапециевидная парта
Из таких столов удобно создавать конструкции для совместного обучения в группе. Актуально , когда ученики, например, работают над одним проектом и им нужно постоянно коммуницировать, решая вопросы коллективно.
Это штабелируемые столы. При необходимости они складываются друг на друга и занимают минимум места.
Отличная альтернатива классическому прямоугольному столу. Дает большую вариативность расстановки. Есть варианты с колесиками на двух передних ножках, для удобного передвижения. На 4-х колесиках столы лучше не использовать, поскольку они почти всегда нестабильны, даже если в конструкции предусмотрен стопор. Эффективность обучения в таком случае резко снижается.
В остальном эта школьная парта — отличный вариант для современной школы, в которой приветствуется активная групповая работа.
3. Одноместная парта для работы стоя и сидя
Стол-трансформер, который позволяет работать стоя и сидя. Благодаря этому можно периодически менять положение ученика. Это помогает сохранить здоровье позвоночника и способствует эффективности в процессе учебы.
Кроме этого столешница двигается не только вверх и вниз, меняя высоту. Она ещё поворачивается из горизонтального положения в вертикальное. Поэтому, за таким столом школьник может и учиться и писать картины, используя парту в качестве мольберта.
4. Одноместная трапециевидная парта
Легкий стол, который может самостоятельно передвинуть школьник начального класса.
Трапециевидная форма позволяет формировать группы до 5 человек, создавая один большой круглый стол для работы.
Такие столы не занимают много места в помещении и удобно складываются друг на друга для экономии пространства.
Минус только один. Такой стол не регулируется по высоте. Нужно подбирать по росту ученика.
5. Одноместная пятиугольная парта
Универсальная парта для одного ученика. Из таких парт при необходимости группа школьников легко и быстро собирает стол произвольной формы для совместной работы с любым количеством участников.
На двух передних ножках установлены колесики для удобного перемещения. При этом стол стабильно стоит там, где его установили.
Купить школьную парту Алматы
Источник: pedsovet.org