Все лингафонные кабинеты по схемотехническому и конструктивному исполнению можно разделить на:
- Стационарные, смонтированные в конкретном помещении и, как правило, имеющие специализированную (функциональную) мебель и ряд вспомогательных систем, например, интерактивную доску и системы громкоговорящего звуковоспроизведения.
- Мобильные, имеющие упрощённый состав чисто лингафонного оборудования, которое можно оперативно и многократно перемещать из одного помещения в другое. Такие комплексы могут быть проводными и беспроводными.
- Виртуальные (с дистанционным обучением), в которых чаще всего имеется хорошо оснащённое место преподавателя (или отдельные места преподавателя и администратора системы), а места учащихся отсутствуют вообще, или имеются для возможности проведения в данном кабинете и традиционных языковых занятий. В любом случае это специальный кабинет, а не обычный стационарный, так как для обеспечения результативного и эффективного дистанционного обучения требуются особые технические и программные средства, а также иная методика проведения занятий.
Все кабинеты строятся с использованием персональных компьютеров, но круг возлагаемых на них задач может быть различный. Есть сугубо компьютерные комплексы, где у преподавателя и у обучаемых стоят свои компьютеры, решающие практически все задачи по воспроизведению, записи, пересылке и длительному хранению как исходных учебных материалов, так и текущих, а также итоговых результатов индивидуальной работы учащихся, задачи управления, переключений, контроля преподавателем отдельных учащихся, задания вопросов и обеспечения диалогов с преподавателем или между обучаемыми.
Но имеются и более простые по составу и компактности мест учащихся комплексы, где у обучаемых имеется только микрофонно-телефонная гарнитуры и какой-то специальный пульт (или блок), обеспечивающий необходимые функции этого рабочего места без избыточности присутствия универсального компьютера. Стационарные кабинеты могут строиться и так, и так. Мобильные - по второму варианту, а виртуальные - только как компьютерные.
Условия поставки кабинетов изготовителями также могут быть различными:
- Полнокомплектная поставка с мебелью, оптимизированным планировочным решением размещения мест преподавателя и учащихся в кабинете и учебными материалами (идеальный, но труднореализуемый вариант).
- Только с мебелью и специальной планировкой, но учебно-методические материалы учебное заведение нарабатывает и покупает самостоятельно (самый распространённый на сегодняшний день случай).
- Поставка только оборудования (оптимальный по стоимости для заказчика, но далеко не лучший вариант, так как в дальнейшем может использоваться малоприспособленная мебель, случайное размещение мест преподавателя и учащихся, что влечет за собою снижение эффективности занятий).
- В состав кабинета укрупнено входят рабочее место преподавателя, столы или полукабины учащихся, комплекс технических средств самого класса, комплект источников сигналов и коллективные средства предъявления информации, расширяющих возможности кабинета в части проведения общих или групповых занятий.
И, наконец, есть ещё один важный "критерий" классификации кабинетов - финансовые возможности заказчика. Этот критерий заставляет каждого производителя предлагать какую-то линейку из нескольких классов с разными возможностями по сложности обучающих приёмов / режимов и технических средств, используемых для их реализации.
Решаемые задачи с помощью лингафонных классов
Для обеспечения описанных ранее обучающих приёмов в общем случае технические средства кабинета должны обеспечивать следующие режимы занятий:
- Общее занятие всех присутствующих с предъявлением им всем одного и того же исходного материала (речь преподавателя, фонограмма, видеозапись, текст); учащиеся могут использовать индивидуальные "магнитофоны" для фиксации результатов собственной работы. Групповое занятие, при котором учащиеся делятся на несколько групп произвольного количества и состава с трансляцией определенного исходного материала в эти же группы (например, фонограммы от подключенного к этой группе источника). Учащиеся могут использовать индивидуальные магнитофоны для фиксации результатов собственной работы. При групповых и общих занятиях предусматривается и случай публичного опроса, при котором последовательно выбираемые преподавателем учащиеся отвечают на заданные вопросы, беседуют с преподавателем или самостоятельно излагают какой-то материал. Также возможна беседа пары учащихся перед всеми остальными.
- Занятия в парах, при которых учащиеся могут не только беседовать между собой, но и использовать индивидуальные магнитофоны как источник внутри пары или для записи диалога.
- Занятия в малых группах, собранных для конференций; учащиеся могут не только беседовать между собой, но и использовать индивидуальные магнитофоны, как источники внутри группы или для записи обсуждения.
- Индивидуальные занятия, при которых магнитофоны учащихся могут использоваться для прослушивания и фиксирования, в том числе и одновременных и для различных комбинированных обучающих режимов. При индивидуальных занятиях может проводится аудирование или перевод материалов.
Кабинет должен позволять использовать режимы с возможностью комбинировать процесс обучения по группам, парам или самостоятельно.
Лингафонный кабинет
Источник: dardali.com