В наше время человек должен иметь целостное представление о различных биологических процессах и явлениях, взаимодействии живых организмов с окружающей средой. Поэтому в современной школе предмету «Биология» – науке о жизни на планете Земля, должно уделяться особое внимание.
Благодаря изучению ее разделов (природоведение, ботаника, зоология, анатомия человека и экология) у школьников формируется материалистическое мировоззрение, с пониманием принципов организации живых организмов от клетки до биосферы, ценности жизни как таковой во всех ее проявлениях и многообразии, бережное отношение к природе. Еще в 1845 году известный философ и публицист А. И. Герцен отмечал:
«Без естествознания нет спасенья современному человеку – он беспомощен».
Но овладение необходимыми знаниями – это двусторонний процесс труда учителя и ученика. И сама жизнь требует в наше время изменения стиля этой работы, перехода от экстенсивных средств обучения к интенсивным, позволяющим повышать производительность труда в единицу времени. Для этого учителю необходимо сознательно и творчески выбирать наиболее рациональные формы и методы обучения.
Кабинет биологии как класс-лаборатория
Пробуждение у школьников интереса к предмету, организация самостоятельной и научно-творческой работы должны быть приоритетными направлениями в практической работе учителя биологии. Это возможно при создании в школе кабинета-лаборатории с необходимым количеством средств наглядности и современным оснащением, а также организации технических и санитарно-гигиенических условий для проведения тематических лабораторных практик, факультативных занятий, кружковой работы, хранения кабинетного оборудования.
В примерный перечень оснащения кабинета биологии должны входить:
- Живые и не живые объекты природы: горшечные растения, коллекции семян, гербарии, чучела животных и т.д.
- Изображения природных объектов на рисунках, слайдах, диафильмах, таблицы и схемы.
- Объемные модели структуры ДНК, молекулы белка, строения живой и растительной клетки, а также муляжи скелета, торса, черепа, головного мозга, сердца и других органов человека.
- Модели-аппликации, иллюстрирующие темы: эволюция позвоночных и беспозвоночных организмов, строение клетки, биосинтез белка, моногибридное скрещивание и др.
- Раздаточный материал: наборы микропрепаратов и дидактических карточек по разделам «ботаника», «зоология», «анатомия», «биология».
- Демонстрационные приборы: ученический реанимационный тренажер, дистиллятор, тонометр и др.
- Оборудование для демонстрации опытов и проведения лабораторных работ. Например, школьные микроскопы, лупы, термометры, пинцеты, колбы, пробирки и т.п.
- Химические реактивы.
- ИКТ – средства информационно-коммуникативных технологий (магнитная/интерактивная доска, мультимедийный проектор или мультимедийный комплекс).
Учебное оборудование для кабинета биологии
Источник: litsa.com.ua