• Nazcom
  • Новости
  • Интерактивное оборудование в школе: что это и для чего необходимо

Интерактивное оборудование в школе: что это и для чего необходимо

25 апреля 2023

Интерактивное оборудованиеПринято считать, что образование – это очень консервативный институт, часто можно услышать, что в школе ничего не меняется десятилетиями, но на самом деле школа или детский сад сегодня совсем не похожи на образовательные организации даже двумя десятилетиями ранее. Современное образование – один из наиболее динамичных процессов, изменения которого определяются происходящими в обществе переменами (глобализация, цифровизация, обновление технологий и др.). Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию средств обучения, формированию новой образовательной среды.

Современное учебное оборудование выглядит как реализованная картинка из фантастического фильма конца прошлого века – тут и 3D-принтеры, шлемы виртуальной реальности, цифровые лаборатории, мультимедийные проекторы, роботы и многое другое. Отдельным большим блоком среди всех средств обучения выделяется интерактивное оборудование. Этим термином обозначают большой класс оборудования, начиная от интерактивной доски и до систем голосования.

С чего все начиналось

В начале 2000-х во многих странах мира и России появились новые виды вычислительных устройств, в том числе мобильных, активное   распространение получил широкополосный интернет. Все это привело к тому, что все образовательные ресурсы и сервисы стали доступны каждому участнику образовательного процесса, появилась возможность для каждого учиться в любом месте и в любое время. В данном контексте поменялись и ключевые требования к образовательным результатам (компетенциям): учащиеся должны быть способны учиться постоянно и применять  усвоенные знания для решения не только учебных, но и в большей мере практических задач.

Коренным образом поменялась и образовательная парадигма: от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни. Связь обучения и жизни приобретает новый характер, становится важным научить человека общим, универсальным способам деятельности. Если раньше образовательная среда была ориентирована на базовый уровень образования, то сейчас мы постоянно думаем о пополнении и обновлении предметной среды, расширении ее интерактивного характера, особенно в отношении внешнего мира. Новые средства обучения становятся основой формирования современной образовательной среды.

Современная образовательная среда

В последние десятилетия образовательная среда существенно изменилась. Современное учебное оборудование, использование достижений новых технологий (свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистанционность, мобильность, интерактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений и пр.) определяют современный подход к оснащению учебного процесса. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны современные средства обучения.

Современные средства обучения обладают мощным мотивационным воздействием на поколения, которые появились на свет вместе с этими технологиями. Учеными установлено, что при использовании устройств с сенсорными экранами внимание удается поддерживать гораздо дольше. Это позволяет значительно визуализировать и обогатить обучение. Использование устройств с интерактивными экранами открывает множество преимуществ, в том числе позволяет ребенку принять активное участие в своем обучении. Такое изменение образовательной среды требует комплексного преобразования содержания, методов и организационных форм обучения.

Новые педагогические инструменты

В настоящее время профессиональная деятельность педагога будет результативной только в том случае, если он будет активно использовать в своей деятельности современные средства обучения и новую, востребованную временем образовательную функцию – организатора взаимодействия учащихся в различными источниками информации и формирования у них навыков ее самостоятельного использования.

Современное учебное оборудование позволяет все шире использовать игровые технологии обучения, когда стирается грань между образовательной и досуговой деятельностью. Учащиеся с удовольствием участвуют в исследовательских и проектных работах. Интерактивное оборудование и цифровые технологии открывают неограниченные возможности для раскрытия талантов, индивидуального подхода в обучении и достижения наивысших образовательных результатов.

Что такое интерактивное оборудование

Единого общепринятого понятия интерактивного оборудования не существует. Обычно под этим термином понимается любое оборудование или комплекс элементов, которое может взаимодействовать с человеком и другим оборудованием. Согласитесь, понятие довольно широкое и в современном мире под него скоро будет попадать даже чайник.

Поэтому для целей нашего проекта мы решили немного сузить это понятие и считать интерактивным оборудованием только то, которое может принимать и обрабатывать данные, получаемые от человека, и выдать результат в виде информации, не требующее сложной сборки и программирования. Таким образом, мы преднамеренно исключили из списка интерактивного оборудования роботов, цифровые лаборатории и оборудование для VR.

В рамках настоящего статьи мы рассматриваем только: интерактивные доски и панели, проекторы, интерактивные столы, стены, полы и песочницы, а также системы голосований.

Интерактивная доска

Интерактивная доска представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из проекционной поверхности, проектора и компьютера. Доска оснащена элементами сенсорного управления – системой датчиков и приемников, которые отслеживают положения и действия стилуса или пальца. Проектор обеспечивает передачу изображения на доску, а компьютер с установленным специальным программным обеспечением выступает в роли устройства для обработки сигналов, поступающих с датчиков, а также размещения и хранения образовательного контента.

Интерактивные доски существуют двух типов – прямой и обратной проекции, но в образовательных организациях вторые практически не используются, поскольку проектор в этом случае размещается за доской, что сложно организовать в пространстве стандартного класса. В зависимости от системы датчиков, выделяют несколько типов интерактивных досок. В последние годы наибольшей популярностью в школах пользуются инфракрасные/оптические с функцией multi-touch, поскольку эта технология позволяет работать с доской любым предметом.

Интерактивная доска
Интерактивная доска представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из проекционной поверхности, проектора и компьютера. Доска оснащена элементами сенсорного управления – системой датчиков и приемников, которые отслеживают положения и действия стилуса или пальца. Проектор обеспечивает передачу изображения на доску, а компьютер с установленным специальным программным обеспечением выступает в роли устройства для обработки сигналов, поступающих с датчиков, а также размещения и хранения образовательного контента.

Интерактивные доски существуют двух типов – прямой и обратной проекции, но в образовательных организациях вторые практически не используются, поскольку проектор в этом случае размещается за доской, что сложно организовать в пространстве стандартного класса. В зависимости от системы датчиков, выделяют несколько типов интерактивных досок. В последние годы наибольшей популярностью в школах пользуются инфракрасные/оптические с функцией multi-touch, поскольку эта технология позволяет работать с доской любым предметом.

Интерактивная панель

Интерактивная панель для образовательных организаций (с учетом требования п. 2.4.4. СП 2.4.3648-20) представляет собой жидкокристаллический Edge LED и Direct LED дисплей больших размеров (65− 85 дюймов и более) с высоким разрешением (до 4K) и яркостью, а также функцией сенсорного ввода. В интерактивные панели встроены точные multi-touch сенсоры, которые обеспечивают возможность распознавать одновременно множество касаний, что выгодно отличает их от интерактивных досок. Еще одно преимущество интерактивных панелей по сравнению с другими интерактивными устройствами для коллективной работы – для воспроизведения изображения им не требуется проектор.

Существует два типа интерактивных панелей: со встроенным компьютером и без него. Первые – это готовые к применению интерактивные комплексы с предустановленным специализированным программным обеспечением и операционной системой (Windows и/или Android). Второй тип панелей подключается к компьютеру через компонентные разъемы HDMI, USB или с помощью беспроводной сети Wi-Fi. В компьютер перед началом работы устанавливается специальное ПО (стандартно оно включено в комплект поставки). Некоторые панели поддерживают стандарт OPS (Open Pluggable Specification), что позволяет интегрировать готовые модули OPS, представляющие собой полноценные мини-компьютеры.

Интерактивные панели существенно дороже других интерактивных комплексов, поэтому закупаются они так же, как и интерактивные доски, как правило, в рамках реализации федеральных проектов. При этом оснащение школ интерактивными панелями имеет ряд несомненных, на наш взгляд, плюсов. Они более экономичны и удобны в использовании, чем интерактивные доски: нет необходимости замены источника света, так как не нужен проектор; есть встроенная аудио система, а значит не потребуется докупать микрофоны и наушники; отпадает необходимость крепления проектора, калибровки датчиков перед началом работы и подключения к ноутбуку или стационарному ПК. Кроме того, яркость панели существенно выше, чем яркость доски, за счет того, что не используется отраженный свет.

Интерактивное оборудование

Источник: после-уроков.рф